Потребительский сектор в 1П 2025 г.: тренды, игроки, прогнозы

В конце августа отчитались все компании потребительского сектора. Картина неоднозначная. Разберем основные тенденции и озвучим свои ожидания по отрасли до конца 2025 г.

Основные тренды по итогам 1П 2025

  • Благодаря повышенной инфляции темп роста выручки остается двузначным (10-25% г/г). Однако рост LFL-трафика замедляется, так как изменилось потребительское поведение. Это оказывает давление на плотность продаж (подробнее об этом говорили здесь).
  • Из-за ускорившегося роста расходов на персонал и аренду снижается рентабельность EBITDA. Индексация зарплат в отрасли за период составила 30%+ г/г.
  • Долговая нагрузка по сектору остается на уровне 1.5-2х Чистый долг/EBITDA. Коэффициент покрытия процентных расходов при этом вырос в 2 раза г/г на фоне повышения ключевой ставки (с 22% до 41% от EBIT).
  • В борьбе за потребителя и долю на рынке компании продолжают активно расширять географию присутствия, из-за чего капрасходы значительно растут г/г.
  • С учетом снижения чистой прибыли при параллельном росте капрасходов сохраняется давление на FCF. В среднем доходность FCF составила -3% против +1% годом ранее (выделился «Магнит», у которого доходность FCF была -57%).
  • Отдельно отметим непродуктовых ритейлеров («М.Видео», «Фикс Прайс», «Хэндерсон») — здесь динамика продаж снижается из-за экономного поведения потребителя.
  • Среди населения растет доля тех, кто стремится экономить на продуктах питания. Снижается как средняя цена продукта в корзине, так и число товарных позиций. Условий для крупных покупок нет. Согласно индексу Иванова от SberResearch, индекс потребительской уверенности в негативной зоне, оценки его перспектив также снизились.

Лидеры и аутсайдеры

Среди продуктовых ритейлеров нашими фаворитами являются Х5, «Новабев» (в сегменте «Винлаба») и «Лента». Они демонстрируют одни из самых высоких темпов роста выручки в сегменте (23%+ г/г). Им удается не только наращивать чек, но и удерживать трафик. Рентабельность этих компаний стабильно лучше, чем в среднем по отрасли (6,5% рентабельность EBITDA против 5,5% в среднем).

Хуже всех по итогам 1П 2025 показали себя «Окей» и «Магнит». Выручка «Окей» растет ниже инфляции (+4% г/г), так как торговая сеть не расширяется и трафик падает. «Магнит» вырос на 15% г/г. Их рентабельность ниже, чем в среднем по рынку. Помимо этого, у них неустойчивое фин. положение: высокая долговая нагрузка (2.5-3.0х ЧД/EBITDA), высокие процентные расходы (70%+ от EBIT против 40% в среднем по отрасли), а также негативный FCF.

На непродуктовом рынке ситуация еще более плачевная: здесь средний темп роста продаж по итогам 1П 2025 составил 4% г/г (против 13% г/г в 1П 2024 г.). Падает спрос на бытовую технику, одежду и прочие непродуктовые категории не первой необходимости. Значительную угрозу представляют маркетплейсы, оборот которых по итогам 1П 2025 вырос на 30%+ г/г. Здесь мы подробно описывали эффект на бизнес «Фикс Прайс».

Прогноз на 2П 2025 г.

Мы ожидаем, что во 2П 2025 г. потребительский спрос будет замедляться: население экономит, потребительские расходы в реальном выражении в июле-августе практически не росли.

Потребительская инфляция будет снижаться на фоне антиинфляционных мер ЦБ. Наращивать средний чек двузначным темпом будет сложно. Чтобы поддерживать высокий рост, ритейлерам необходимо быстрее открывать новые магазины и работать с трафиком и операционной эффективностью.

Однако на большинство игроков отрасли мы смотрим позитивно: несмотря на рост долговой нагрузки и временное снижение FCF, ритейлеры держатся относительно стабильно. Большинство компаний смогут восстановить рентабельность в среднесрочной перспективе, когда инфляция расходов замедлится.

Степан Репин, старший аналитик Invest Heroes

10:48
79175
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!